Опубликование фотографии гражданина.
12 сентября 2017
Новости


Сфера авторского права тесно связана со сферой личных неимущественных прав граждан. Ярким примером такой связи является ситуация, при которой автор фотографии публикует снимок, на котором изображены люди. В каких случаях автор будет вправе обнародовать такую фотографию без нарушения прав граждан на изображение? Рассмотрим отдельные условия для такого правомерного обнародования, указанные в законе.


Итак, предположим журналист делает репортаж, посвященный обзору популярных среди звезд шоу-бизнеса мест отдыха и иллюстрирует свою новость сделанной им фотографией с одного из таких мероприятий; при этом на фотографии изображены три человека, лица которых хорошо видны и узнаваемы.


Безусловно, что для полной оценки того, было ли обнародование данной фотографии в репортаже журналиста законным, необходимо проанализировать конкретную фотографию, но в данном случае мы обратим внимание лишь на такое важное условие для оценки правомерности обнародования фотографии, как «основной объект изображения».


Согласно пп.2 п.1 ст. 152.1 ГК РФ, если изображение гражданина, полученное при съемке, являлось основным объектом использования, то даже если съемка проводилась в местах, открытых для свободного посещения, согласие гражданина на обнародование такого изображения является обязательным.


Относительно критериев оценки изображения гражданина как «основного объекта использования» Пленум ВС РФ №25 от 23.06.2015 г. "О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ» дает следующие разъяснения в п. 45:

«Изображение не будет являться основным объектом использования, если в целом фотоснимок отображает информацию о проведенном публичном мероприятии, на котором он был сделан».


В этой связи, если, обращаясь к нашей фотографии, мы сможем получить однозначную информацию о том, что именно за мероприятие на ней запечатлено, то даже если на снимке буду присутствовать отдельные граждане, их согласие на обнародование данной фотографии, при прочих равных условиях, получать было не обязательно.


Более того, если новостная статья журналиста, которая сопровождается обнародованной фотографией, помогает нам идентифицировать такое мероприятие – то есть из смысла статьи точно ясно, о каком публичном мероприятии идет речь – то мы, как наблюдатели можем соотнести эту информацию с фотографией и понять, что текст и фото связаны между собой. 


В противном случае, если, к примеру, задний фон фотоснимка плохо различим, текст новостной статьи не описывает конкретное мероприятие или конкретное место, где любят отдыхать звезды шоу-бизнеса (как в нашем примере), то вероятнее всего наше внимание будет акцентироваться не на событии, а на людях, которые изображены на фотографии. В таком случае возникает риск того, что обнародование фотографии без согласия таких людей будет незаконным. 


Вдобавок, если мы проанализируем фотографию и придем к выводу о том, что граждане, изображенные на ней, привлекают внимание наблюдателя своей яркой одеждой, изображены крупным планом, их лица четко видны и могут быть идентифицированы, то данные факторы могут послужить дополнительным критерием для оценки данных граждан (или отдельного гражданина) в качестве основного объекта изображения. 


Таким образом, если внимание наблюдателя акцентируется именно на изображении гражданина (крупный план, яркая одежда), и при этом статья, которая иллюстрируется фотографией, не рассказывает о каком-либо конкретном мероприятии, в котором принимал участие данный гражданин, то можно сделать вывод, что фотография рассказывает не о мероприятии, а о людях. Как следствие, изображение гражданина можно будет признать основным объектом использования, а потому автор фотографии обязательно должен был получить согласие такого гражданина на обнародование данной фотографии.


поделиться

Последние публикации