Баланс частных и публичных интересов в IP
31 августа 2018
Новости


      Известно, что свобода предпринимательской деятельности может быть ограничена государством с помощью определенных средств и методов, если того требуют общественные интересы. Это правило действует и для сферы интеллектуальной собственности, когда юридическая монополия правообладателя может быть ограничена в общественных целях. Таковы, например, нормы российского гражданского законодательства о принудительной лицензии на объекты патентных прав, о свободном использовании произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях и т.п.

      В данном контексте интересным представляется решение Суда Евросоюза по делу C-283/11 2013 г. Главный вопрос, который стоял перед судом, и которой тот с достоинством разрешил, заключался в том, как обеспечить баланс между правом человека свободно получать информацию о важных событиях и правом вещательной организации вести эксклюзивную трансляцию таких событий? 

      Фабула спора выражалась в том, что вещательная компания, за бесценок купившая исключительные права на трансляцию матчей Лиги Европы, установила высокую поминутную оплату для информационных компаний, которые в новостных целях заимствовали фрагменты таких трансляций. Целью, конечно, являлась попытка восполнить затраты на приобретение исключительных прав. 

      Однако такие действия противоречили законодательству, в частности, Директиве 2010/13/EU об аудиовизуальных медиа-услугах, согласно которой "любая вещательная организация вправе заимствовать короткие отрывки (абсолютно любые по своему выбору, но совокупно не более 90 секунд) из эксклюзивной трансляции события, имеющего особый интерес для общества, в целях подготовки новостной передачи". Конечно, за данные действия правообладатель по желанию может установить вознаграждение, однако оно должно соответствовать так называемым условиям FRAND "on fair, reasonable and non-discriminatory terms" («на справедливых, обоснованных и не дискриминационных условиях»).

      В результате рассмотрения спора, суд встал на сторону информационных компаний, защищая тем самым основополагающее право человека на свободное получение информации, что закреплено в Европейской хартии. Иными словами, указанные нормы о праве других компаний заимствовать фрагменты трансляций направлены вовсе не на предоставление им конкурентного преимущества, а на реализацию прав человека. Соответственно, недопустимым является взимание компенсации в необоснованно большем размере, нежели стоимость предоставления обычного технологического доступа. Обратное лишило бы информационные компании получать нужные им отрывки программ и ограничило бы свободу распространения информации.

поделиться

Последние публикации