8-мартовский закон: вседозволенность в сфере IP?
23 марта 2022
Новости


8.03.2022 года был принят Федеральный закон № 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Далее – 46-ФЗ). Данный закон охватывает такие отрасли права, как страховое, корпоративное, градостроительное, образовательное право, право социального обеспечения, включая положения о пенсиях, медицинское право в части обращения лекарственных средств, сферу кредитования, а также затрагивает вопросы осуществления государственного и муниципального контроля в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.  

В целом, положения данного закона в указанных сферах направленны на поддержку граждан, а также юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в России. Он содержит положения, подразумевающие некоторые послабления в отношении контроля или ответственности предпринимателей, направленные на поддержку их существования в условиях ограничительных мер экономического характера в отношении Российской Федерации.

Указанный 46-ФЗ не обходит стороной и сферу интеллектуального права. Так, положением, затрагивающим вопросы охраны интеллектуальных прав, стал пункт 13 статьи 18 46-ФЗ:

«Статья 18

1. Установить, что Правительство Российской Федерации в 2022 году вправе принимать решения, предусматривающие:

13) перечень товаров (групп товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы». 

Иными словами, указанная норма предоставляет Правительству РФ два основных правомочия:

1) определять товары или группы товаров;

2) определять положения ГК РФ, которые не будут применяться к указанным перечням товаров.

46-ФЗ не раскрывает, о каких именно перечнях товаров и положениях ГК РФ идет речь, однако, можно предположить, что в первую очередь речь идет о товарах медицинского назначения и лекарственных средствах, поставки которых на территорию Российской Федерации прекратились с связи с санкционными мерами.

Однако следует обратить внимание на следующее:

Право, ограниченное во времени

Положения п. 13 статьи 18 46-ФЗ говорят лишь о праве, а не об обязанности Правительства РФ. Это право ограниченно во времени – на период 2022 года, то есть оно имеет силу до 31.12.2022 года. Следовательно, совершенно не точно, что Правительство РФ таким правом воспользуется. 

Приоритет норм международного права

Следует учитывать и то, что на сегодняшний день Россия остается участницей основных международных договоров в сфере права интеллектуальной собственности, включая Бернскую конвенцию по охране литературных и художественных произведений 1886 года, Парижскую конвенции по охране промышленной собственности 1883 года, Соглашение по торговым аспектам интеллектуальной собственности (ТРИПС)) 1995 года. 

Принимая во внимание, что в иерархии источников права нормы международного права превалируют над национальным законодательством, что согласуется с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, можно прийти к выводу, что решения Правительства РФ, которые могут быть приняты в рамках п. 13 ст. 18 46-ФЗ, не могут оказывать какое-либо влияние на действие положений международных договоров, а также положений ГК РФ, принятых в рамках реализации международных договоров. Кроме того, решения Правительства РФ, противоречащие международному регулированию, могут быть признаны недействующими. 

поделиться

Последние публикации