Вместо тысячи слов...
24 февраля 2020
Новости


Компания SOREMARTEC S.A. обратилась в Роспатент с заявлением о признании обозначения «Raffaello», используемого в качестве товарного знака, общеизвестным товарным знаком на территории Российской Федерации с 22.08.2017 на имя компании в отношении товаров 30-го класса МКТК «кондитерские изделия, а именно конфеты». Товарный знак представляет собой словесное обозначение «Raffaello», выполненное оригинальным шрифтом буквами латинского алфавита красного цвета с белой окантовкой. 



В подтверждение широкой известности заявленного обозначения среди потребителей компания SOREMARTEC S.A. ссылалась на то, что это обозначение давно и интенсивно используется в Российской Федерации под контролем заявителя при введении в оборот, при рекламе и продвижении кондитерских изделий (конфет «Raffaello»). В подтверждение данных обстоятельств заявителем в материалы дела представлены доказательства, в том числе копии деклараций, договоров, товарных накладных, фотоматериалов, рекламных роликов и т.п. Кроме того, в материалы административного дела представлено социологическое исследование, согласно которому обозначение «Raffaello» известно подавляющему числу респондентов как на дату проведения исследования, так и на 01.12.2015. При этом абсолютное большинство (98%) потребителей связывают указанное обозначение с кондитерскими изделиями и относят происхождение этих изделий либо к компании SOREMARTEC S.A. (56%), либо к обществу «Ферреро Руссия» (59%).

Также в качестве аргумента широкой известности было указано, заявленное обозначение является доминирующим элементом принадлежащих компании товарных знаков по международным регистрациям No 739838, No 729178, No 1214185, No 1384109 и по свидетельствам Российской Федерации No 450323, No 395733.


Однако проанализировав представленные доказательства Роспатент отказал компании в удовлетворении заявления. Роспатент, исходил из того, что кондитерские изделия, маркированные обозначением «Raffaello», задолго до испрашиваемой даты (22.08.2017) рекламировались российским потребителям, присутствовали в магазинах, однако из представленных компанией материалов следует, что используемое для маркировки конфет обозначение «Raffaello» не было одинаковым, а имелось шрифтовое и цветовое отличие.

Кроме того, Роспатентом было установлено, что в материалах административного дела отсутствуют сведения об объемах продаж конфет, маркированных обозначением «Raffaello», за периоды до 2014 года. Поэтому административный орган посчитал, что обозначение «Raffaello» очевидным образом не ассоциируется в глазах потребителей именно с компанией SOREMARTEC S.A. как с производителем соответствующего товара. При этом Роспатент отклонил ссылку заявителя на то, что последний входит в названную группу компаний, мотивируя соответствующий вывод тем, что общеизвестность спорному обозначению испрашивается именно в

отношении компании SOREMARTEC S.A., с которой потребители не ассоциируют продукцию, маркированную обозначением «Raffaello».


Компания SOREMARTEC S.A. Не согласилась с решением Роспатента и обратилась в Суд по интеллектуальным правам, который согласился с позицией заявителя и сделал вывод, что административный орган не дал оценку всем представленным в дело доказательствам и обстоятельствам дела, всем доводам заявителя, в связи с чем существенно нарушил процедуру административного разбирательства.

Кроме того, суд первой инстанции установил, что Роспатент неправильно применил нормы материального права.

При таких обстоятельствах по результатам судебного разбирательства суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии решения Роспатента и предписал последнему повторно рассмотреть заявление.


Роспатент, в свою очередь, не согласился с таким решением и обратился с кассационной жалобой в Президиум Суда по интеллектуальным правам.



Президиум Суда по интеллектуальным правам согласилась с выводом суда первой инстанции о том, что компания SOREMARTEC S.A. вправе сама определять объем доказательств, которые, с ее точки зрения, подтверждают совокупность необходимых фактов для признания обозначения общеизвестным товарным знаком (широкая известность заявленного обозначения на определенной территории среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя), а административный орган обязан их полно и всесторонне оценить.


Кроме того, Президиум Суда по интеллектуальным правам указал, что известность конкретного обозначения может быть основана и на предшествующем использовании обозначений в отличающемся виде, если доказано, что потребитель перенес известность ранее использовавшегося обозначения на новое (заявленное для признания общеизвестным товарным знаком), в том числе, например, при незначительных отличиях, не обращающих на себя внимания потребителей. С учетом этого суд первой инстанции правомерно указал, что Роспатент не исследовал, повлияли ли отличия исследуемых обозначений по графическому признаку на существо заявленного обозначения с точки зрения восприятия его потребителем, принимая во внимание то, что словесный элемент «Raffaello», а именно его шрифт, алфавит, которыми было выполнено обозначение, остались неизменными.


Также Президиум суда по интеллектуальным правам согласился с выводами суда первой инстанции, что общеизвестность товарного знака может определяться не только в отношении конкретного производителя, который может и не являться правообладателем товарных знаков (обозначений) и/или лицом, вводящим товар в гражданский оборот и обеспечивающим его доведение по потребителя, но в отношении лица, воспринимаемого в качестве источника происхождения товаров, маркированных заявляемым на регистрацию обозначением. При этом таким источником может быть как сам правообладатель используемого товарного знака и его лицензиаты или лицо, обращающееся за признанием используемого обозначения общеизвестным товарным знаком, так и иные лица, входящие в группу лиц с правообладателем, если потребители ассоциируют заявленное обозначение с одним из указанных лиц и могут полагать, что такие лица связаны между собой.


Президиум Суда по интеллектуальным правам отметил, что наличие аффилированности между заявителем и другим лицом, в данном случае обществом «Ферреро Руссия», входящими в группу компаний Ферреро, использующих товарный знак, в рамках корпоративных отношений, в том числе внутри группы лиц на основании организационно-правового взаимодействия/лицензионного договора, свидетельствует о наличии воли заявителя на фактическое использование обозначения другим лицом, входящим в группу.


Теперь Роспатенту предстоит повторной рассмотреть заявление SOREMARTEC S.A. О признании комбинированного товарного знака общеизвестным с учетом позиции и пояснения судов первой и кассационной инстанции. 


Информационный источник: дело No СИП-196/2019

поделиться

Последние публикации