Не так давно ВС РФ сформулировал позицию относительно действий курьера по доставке книги от продавца покупателю, где указал на то, что такие действия не являются использованием содержащихся в книге произведений (см. Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 5-КГ14-129)
Применима ли подобная логика к иным посредническим договорам, в которых могут быть задействованы объекты интеллектуальной собственности, например, к договору комиссии? Предположим, интернет-площадка на основании договора комиссии продает товар, который оказывается контрафактным. Как быть в таком случае? Применять ли меры ответственности к комиссионеру с учетом того, что по такому договору товар не переходит в его собственность?
Анализ позиции ВС РФ в отношении действий курьера позволил прийти к выводу, что ключевым вопросом в подобных отношениях является то, кто из участвующих лиц приобретает права и обязанности продавца, вытекающие из отношений по купле-продаже. Ответ на него позволит разграничить ответственность за продажу контрафакта.
Так, очевидно, что в случае с курьерской доставкой, курьер не приобретает права и обязанности продавца, поскольку лишь обеспечивает исполнение договора купли-продажи исключительно в части поставки товара, а в некоторых случаях также получает и / или передает денежные средства от покупателя к продавцу.
В свою очередь, комиссионер осуществляет сделку от собственного имени и в данном случае закон прямо указывает, что «по сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки» (п.1 ст.990 ГК РФ).
Таким образом, можно заключить, что комиссионер наряду с комитентом несет ответственность за реализацию контрафактного товара. В частности, к нему можно предъявить требования о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Иные требования, установленные ст. 1252 ГК РФ, к комиссионеру можно применить солидарно, однако он в свою очередь, будет вправе предъявить регрессное требование к комитенту, поскольку именно комитент является и остается собственником реализуемой продукции.