СИП: ТЗ может принадлежать нескольким лицам.
12 февраля 2018
Новости


      Общеизвестно, что товарный знак предназначен для индивидуализации товаров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. 

      Законом признается исключительное право на товарный знак.  На практике часто возникает вопрос: существует ли возможность принадлежности исключительного права на товарный знак нескольким лицам. Ведь исключительное права на то и исключительное, что принадлежит лишь своему правообладателю.

      Так, Роспатент отказал в государственной регистрации отчуждения 50% исключительных прав на товарные знаки. Свою позицию он обосновал тем, что результатом испрашиваемого заявителями отчуждения должен стать режим совладения исключительными правами на данные товарные знаки, который, в свою очередь, исходя их совокупного анализа положений действующего законодательства Российской Федерации и имеющейся судебной практики, по мнению Роспатента, невозможен.

      Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, основываясь на том, что принадлежность исключительного права на товарный знак более чем одному лицу противоречит существу исключительного права на товарный знак, его функции индивидуализировать товары и услуги юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

      Суд отметил, что общие положения пункта 2 статьи 1229 ГК РФ, на основании которой исключительное право на средство индивидуализации может принадлежать нескольким лицам совместно, конкретизировано в статьях 1510 и 1511 ГК РФ, посвященных правовой охране коллективных товарных знаков. Какого-либо иного порядка совладения товарным знаком, как указал суд первой инстанции, ГК РФ не содержит.

      Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал в полном объеме (решение Арбитражного суда города Москвы от 17.04.2017 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2017 по делу N А40-210165/2016)/ Однако, Суд по интеллектуальным правам определил, что ГК РФ не только не запрещает совместное обладание исключительным правом на товарный знак, но и непосредственно предусматривает такую возможность в пункте 2 статьи 1229 ГК РФ.

    Также Суд указал, что Россия является участницей международных договоров, прямо предусматривающих возможность совладения исключительным правом на товарный знак (Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20.03.1883 и Сингапурский договор о законах по товарным знакам от 27.03.2006).

    Основываясь на вышеуказанных доводах, Суд признал незаконным решение Роспатента, который отказал в регистрации отчуждения 50% исключительных прав на товарные знаки и обязал его продолжить делопроизводство по заявлению об отчуждении 50% исключительных прав на товарные знаки в своем определении от 15 декабря 2017 г. № С01-1002/2017 по делу N А40-210165/2016.

поделиться

Последние публикации