Аргентинский прозаик, поэт и публицист Хорхе Луис Борхес глобально выделял всего 5 сюжетов, на которых основывается вся мировая литература и, соответственно, кинематография. Среди них пересилены следующие:
1) история об осажденном городе, который штурмуют;
2) история о скитании героя и возвращении домой;
3) история о поиске;
4) история о самоубийстве бога.
Согласитесь, что к каждому из них мы легко сможем подобрать пару сотен книг или фильмов. При этом бесспорно и то, что само по себе описание таких сюжетов в паре предложений не будет охраняться авторским правом, поскольку является всего на всего идеей.
Споров в данной сфере авторского права достаточно много. Так, к создателю фильма "Джанго Освобожденный" , Квентина Тарантино был предъявлен иск якобы от действительных авторов истории о негре, который с помощью белого человека освобождает свою семью от рабства. Позиция новоявленных авторов была основана на том, что сюжет фильма о Джанго имеет множество фрагментарных сходств с линией развития истории в их произведении. Подобные споры встречаются в парктике очень часто.
Оценка оригинальности, а если быть точнее, то оценка художественной формы выражения, относится именно к самим произведениям, самодостаточным сюжетам, которые составляют книгу или фильм.
При этом в судебной практике бытует подход, согласно которому при единственно возможном способе выражения той или иной идеи, каждый волен это сделать, не имея права на монополию такого выражения. В качестве примера можно привести широко употребимые приемы фильмов о спецагентах и шпионах, где обязательно задействованы всевозможные гаждеты, вовлечены перестрелки и погони, что является допустимым и не нарушает ничьих прав.
Повторяющаяся композиция сцен может присутствовать в разных кинофильмах, однако это не означает, что имеет место нарушение авторских прав. Иными словами, ограниченный набор исходных фактических данных, которые доступны всем, может повлечь за собой создания схожих кино-картин, отдельных сюжетных линий и т.п.
Как следствие, судебная практика идет по пути отказа в признании нарушения авторских прав на отдельные мелкие эпизоды, которые повторяются от картины к картине ввиду конкретного жанра произведения, установленных для данного жанра атрибутов, традиционных героев.
Таким образом, грань между творческим сюжетом и сюжетом по сложившимся канонам очень тонкая.